Исполнение указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года

Краткая информация

об итогах реализации указов Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 г. № 596, 597, 599 и 601

В соответствии с приложением № 1 к распоряжению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2014 № 462-р Минэкономразвития Чувашии является ответственным исполнителем за размещение и актуализацию информации о ходе достижения 11 показателей, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Периодичность разработки отчетных статистических данных по вышеназванным показателям – 1 раз в год.

Субъектам Российской Федерации в соответствии письмом Минэкономразвития России от 08.11.2017 № 31607-АТ/Д20и рекомендовано в качестве целевых индикаторов отражать значения, которые реально возможно достичь в регионах, а не целевые индикаторы в целом по России, приведенные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596-606.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены следующие индикаторы:

1) прирост высокопроизводительных рабочих мест

В соответствии с Указом число высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году в целом по Российской Федерации должно достичь 25 миллионов. Для субъектов Российской Федерации нет критерия по достижению определенного количества высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

По данным Росстата в 2017 годуобщее число высокопроизводительных рабочих мест в Чувашской Республике составило 109,9 тыс. единиц, или 102,7% к предыдущему году. Среди регионов ПФО снижение высокопроизводительных рабочих мест отмечено в Пермском крае (на 0,2 тыс. мест, или на 0,1% к предыдущему году).

По оценке в 2018 году в Чувашской Республике число высокопроизводительных рабочих мест составит 114,0 тыс. единиц (на 3,7% больше, чем в 2017 году);

2) отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту

В соответствии с Указом Правительству Российской Федерации необходимо принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году.

По данным Росстата в 2015 году отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту Чувашской Республики составило 22,2% (по России – 19,6%). Среди регионов ПФО в 2015 году данный показатель не достигли 10 регионов. Ниже, чем в Чувашии, показатель отмечен в Пермском крае (21,3%), Нижегородской (21,3%), Оренбургской (21,8%), Кировской (19,8%) областях и в Удмуртской Республике (15,8%).

В 2016 году в Чувашии общий объем инвестиций в основной капитал составил 50,1 млрд. рублей, или 83,6% к уровню 2015 года, в связи с чем, отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту за 2016 год  составило 19,2% (по России – 20,8%). Среди регионов ПФО самый низкий уровень показателя сложился в республиках Удмуртия (16,1%) и Марий Эл (17,0%).

В 2017 году общий объем инвестиций в основной капитал составил 51,9 млрд. рублей, или 101,4% к предыдущему году, что недостаточно для восполнения снижения инвестиций в 2015-2016 годах, и показатель оценивается в 2017 году (официальные данные за 2017 год будут опубликованы в марте 2019 года) на уровне 18,7%, в 2018 году – 17,9%.

Снижение соотношения объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту обусловлено недостаточным ростом инвестиций в 2017-2018 гг. из-за использования импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций, относительно жестких условий кредитования, высокого уровня накопленной предприятиями республики долговой нагрузки и ограниченной возможности замещения внешних источников финансирования;

3) доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте

В соответствии с Указом Правительству Российской Федерации необходимо принять меры, направленные на увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

По данным Росстата в 2016 году доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом региональном продукте Чувашской Республики относительно уровня 2011 года составила 109,9% (по России – 109,4%, ПФО – 106,6%). Среди регионов ПФО Чувашская Республика по данному показателю заняла 6 место. Самый низкий уровень показателя сложился в Самарской (88,2%), Пензенской (94,9%), Кировской (96,2%) областях и в Пермском крае (99,7%).

По оценке в 2017 году (официальные данные за 2017 год будут опубликованы в марте 2019 года) в Чувашии данный показатель составит 110,3%, в 2018 году – 114,8% за счет реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов в организациях машиностроительной отрасли, легкой промышленности, по производству резинотехнических изделий, электрического оборудования, изделий для объектов общественного питания и др.

В целях достижения данного показателя к 2018 году ведется адресная работа с организациями республики по внедрению высокоэффективных проектов, а также проводится разъяснительная работа по полному и качественному заполнению формы статистической отчетности № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

4) индекс производительности труда

В соответствии с Указом Правительству Российской Федерации необходимо принять меры, направленные на увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

По данным Росстата в 2016 году индекс производительности труда в Чувашской Республике относительно уровня 2011 года составил 111,2% (по России – 103,8%). Среди регионов ПФО ниже, чем в Чувашии данный показатель отмечен в Самарской (110,6%), Ульяновской (107,4%), Кировской (109,7%) и Оренбургской (101,8%) областях, Удмуртской Республике (110,4%) и в Пермском крае (102,9%).

По оценке в 2017 году (отчетные данные за 2017 год будут опубликованы в марте 2019 года) данный показатель составит 115,2%, в 2018 году – 120,4%.

Недостаточно высокие темпы роста индекса производительности труда относительно уровня 2011 года связаны с замедлением темпов роста экономики в 2013 году, а также в 2015 году. Так, в 2013 году снизилась производительность труда в организациях металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства машин и оборудования, транспортных средств и оборудования; в 2015 году – в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, транспортных средств и оборудования.

Росту производительности труда будет способствовать реализация приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определено:

1) Правительству Российской Федерации необходимо обеспечитьувеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

По данным Росстата в 2017 году удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников по Чувашской Республике составил 30,5% (по России – 32,5%), это 5 место среди регионов ПФО. В 9 регионах ПФО данный показатель сложился ниже, чем в Чувашии, причем самый низкий уровень показателя отмечен в Пермском крае – 23,8%.

По оценке в 2018 году данный показатель составит 31,6%. В целях повышения численности высококвалифицированных работников в организациях республики осуществляется модернизация производственных мощностей, открытие новых производств, внедрение новых современных технологий, освоение новой, востребованной на рынке продукции;

 

2) Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза.

Реальная заработная плата в Чувашии в 2017 году по отношению к 2011 году по данным Росстата составила 111,2% (по России – 108,6%, ПФО – 110,5%). Среди регионов ПФО данный показатель сложился ниже, чем в Чувашии, в 7 регионах, причем самый низкий уровень зафиксирован в Саратовской области (103,4%).

По оценке в 2018 году в Чувашии реальная заработная плата по отношению к 2011 году составит 120,8%.

На сдерживание темпов роста реальной заработной платы к 2011 году в большей степени повлияли кризисные явления в экономике в 2015 году, когда наблюдался спад в основных отраслях экономики, а также высокий уровень инфляции (114,3% в среднем за 2015 год), в результате реальная зарплата составила 89,6% к предыдущему году.

В целях повышения заработной платы в Чувашской Республике принят и реализуется Указ Главы Чувашской Республики от 20 декабря 2017 г. № 136 «О мерах по обеспечению повышения заработной платы в Чувашской Республике», а также План мероприятий (распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2017 г. № 978-р), который направлен на обеспечение дальнейшего повышения заработной платы в организациях Чувашской Республики за счет создания высокопроизводительных рабочих мест, усиления контроля за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы, снижения неформальной занятости в организациях республики, повышения заработной платы работников бюджетной сферы и др.

Кроме того, рост производительности труда и применение современных управленческих технологий в организациях станет ключевым фактором в обеспечении роста заработной платы в целом по республике.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% внутреннего валового продукта.

В целом по России значение показателя доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте за 2016 год составило 1,1% или в абсолютном выражении 943,8 млрд. рублей. Прирост внутренних затрат по сравнению с 2015 годом составил 29,1 млрд. рублей.

В целом структура внутренних затрат за счет бюджетных и внебюджетных средств составляет соответственно 65,9% и 34,1%.

В 2016 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте Чувашской Республики составила 0,58% (по России – 1,1%).

Среди регионов ПФО данный показатель в 2016 году сложился ниже, чем в Чувашии, в республиках Марий Эл (0,10%), Удмуртия (0,20%), Мордовия (0,40%), Кировской (0,50%) и Оренбургской (0,09%) областях. Основной причиной, сдерживающей рост данного показателя, является увеличение доли бюджетного финансирования на проведение НИОКР на ряде предприятий в целях реализации политики импортозамещения как в гражданском секторе, так и военном (ОАО «ВНИИР-Прогресс», АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», АО «ШЗСА», АО «КАФ»).

По оценке в 2017 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте Чувашской Республики составит 0,62%, в 2018 году – 0,68%.

Решением Контрольного управления Президента Российской Федерации от 12.03.2018 данный пункт снят с контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Обосновных направлениях совершенствования системы государственного управления» определено, что:

1)  уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных (муниципальных) услуг к 2018 году должен составить не менее 90%.

В целом по России за 2017 год в соответствии с социологическим исследованием, проведенным Российским государственным социальным университетом по заказу Минэкономразвития России, уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составил 86,41% при плановом значении 85%.

В 2017 году в Чувашской Республике уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных (муниципальных) услуг составил 98,95%, в 2016 году – 97,15%, в 2015 году – 94,02%, в 2014 году – 85,1%, в 2013 году – 85%, в 2012 году – 84,5%.

В связи с этим, решением Контрольного управления Президента Российской Федерации от 12.03.2018 данный пункт снят с контроля.

2) доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2015 году должна была составить не менее 90%.

В 2015 году в Чувашской Республике данный показатель выполнен, составил 94,3%. По итогам 2017 года показатель сложился на уровне 93,9%, в 2018 году по оценке составит также не менее чем 90%.

В целом по России по данным автоматизированной информационной системы «Мониторинг развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)», значение показателя доступности МФЦ по состоянию на 1 января 2016 г. составило 94,24%. Создано 2684 МФЦ. В связи с этим, решением Контрольного управления Президента Российской Федерации от 09.04.2018 данный пункт снят с контроля;

 

3) среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году должно было составить не более 2 единиц.

В целом по России среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности составило 2,03 ед. В связи с этим, решением Контрольного управления Президента Российской Федерации от 20.08.2015 г. данный пункт снят с контроля.

Справочно: В 2017 году число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Чувашской Республики (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, составило 2 единицы. В 2018 году данный показатель по оценке составит не более 2 единиц.

4) среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году должно было составить не более 15 мин.

Показатель выполнен. В 2014 году среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Чувашской Республики(орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг составило 15 минут. В 2017 году данный показатель составил 10 минут, по оценке в 2018 году также не превысит установленный целевой индикатор.

Минэкономразвития Чувашии продолжается мониторинг реализации показателей, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.