Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

Проблемы проведения закупок товаров, работ и услуг организациями на средства, предоставленные учредителями - органами государственной власти

 

Ягубян А.В., советник по правовым вопросам АНО УНЦ Федеральной службы финансового мониторинга, кандидат юридических наук.

 

В современном мире государству для принятия адекватных и быстрых решений по различным социальным вопросам все чаще приходится прибегать к помощи некоммерческих организаций, которые выступают в роли связующего звена между обществом и государством. Такой симбиоз сложившихся отношений позволяет государственному аппарату, часто не способному к принятию сиюминутных мер из-за различных системных бюрократических проволочек, решать поставленные обществом задачи в сжатые сроки и с наилучшими результатами. Именно для этого государством, в лице его исполнительных органов, учреждаются некоммерческие организации, которым делегируются определенные полномочия и ставятся определенные стратегические задачи. Так, в частности, на сегодняшний день и в России существуют такого рода некоммерческие организации, финансируемые из средств федерального бюджета. Такое финансирование осуществляется в соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2007 г. N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". На основании этого Постановления средства федерального бюджета, предусмотренные главным распорядителем в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателям субсидий и субвенций в кредитных организациях. Как известно, в Российской Федерации с 2005 г. действует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный нормативный правовой акт принят в целях обеспечения эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Действие Федерального закона N 94-ФЗ регулирует закупку товаров, работ и услуг в отношении лишь государственных и муниципальных заказчиков, которыми в соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств. Настоящий Закон прямо не распространяет свое действие на организации, источником формирования имущества которых являются регулярные поступления от своего учредителя, государственного органа исполнительной власти, чем создает определенные сложности в хозяйственной деятельности данных организаций.

Так, например, некая автономная некоммерческая организация "АНО", учрежденная федеральным органом исполнительной власти, который и осуществляет ее финансирование, с целью осуществления государственной программы по повышению уровня надоя молока в стране, вынуждена для осуществления своей основной деятельности закупить компьютерное оборудование для сотрудников организации. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшим органом управления в некоммерческой организации является высший коллегиальный орган управления, например наблюдательный совет, в компетенцию которого, в частности, входит определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, а также принципов формирования и использования ее имущества. Решение о закупке выносится на наблюдательный совет, который, будучи учредителем АНО, утверждает смету и порядок расходования средств, необходимых для закупки оборудования. Федеральным законом N 94-ФЗ право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тыс. рублей. В соответствии с утвержденной на наблюдательном совете АНО сметой сумма на покупку оборудования значительно превышает 60 тыс. рублей. В связи с чем возникает вопрос: обязана ли АНО следовать Федеральному закону N 94-ФЗ при осуществлении закупки оборудования за счет средств, полученных от учредителя, являющегося органом исполнительной власти?

Попробуем разобраться.

С точки зрения системно-логического анализа норм Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" может сложиться впечатление, что его положения полностью распространяются на сделку, осуществляемую АНО.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами (нуждами РФ) понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 16 февраля 2006 г. N Д07-291 действие Закона N 94-ФЗ распространяется на все закупки, осуществляемые для государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, независимо от того, кто их проводит (главные распорядители или получатели бюджетных средств).

В рассматриваемом случае за счет средств, выделяемых из федерального бюджета страны, АНО приобретает оборудование, которое необходимо для осуществления своей уставной деятельности, по повышению уровня надоя молока в стране.

Отсюда напрашивается формальный вывод о том, что при проведении данной закупки оборудования автономная некоммерческая организация должна следовать конкурсным процедурам в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ.

Однако это не совсем так.

Во-первых, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ под получателями бюджетных средств понимаются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Учитывая то, что АНО получает средства не напрямую из бюджета страны, а от своего учредителя, было бы логично считать получателем бюджетных средств сам орган исполнительной власти, который, в свою очередь, осуществляет финансирование деятельности созданной им организации в соответствии с утвержденным уставом АНО.

Во-вторых, автономная некоммерческая организация в отличие от автономных учреждений (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях") и унитарных предприятий (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") обладает правом собственности на передаваемое ее учредителем имущество (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Согласно ст. 128 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ к видам объектов гражданских прав относится различное имущество, в том числе и деньги. Следовательно, денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и перечисляемые учредителем, являются собственностью автономной некоммерческой организации "АНО". Таким образом, АНО осуществляет закупку оборудования не за счет средств государства, а за счет собственных средств.

В-третьих, при размещении заказа в установленном в Федеральном законе N 94-ФЗ порядке лицо, осуществляющее закупки, должно быть уполномочено в качестве государственного заказчика и обязано заключать контракт от имени РФ.

То есть, например, если бы АНО была уполномочена произвести закупку мебели для федерального агентства и именно на эти цели ей были выделены бюджетные средства, то указанные закупки должны были осуществляться от имени государства и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ.

Однако в рассматриваемом случае АНО не уполномочивалась на совершение каких-либо закупок для нужд государства, а все сделки на приобретение товаров, работ, услуг за счет целевых субсидий обеспечивали не потребности государства в товарах, работах, услугах, а потребности самой некоммерческой организации, хотя бы она и действовала в целях осуществления государственной программы.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что АНО не обязана применять Федеральный закон N 94-ФЗ для осуществления закупки оборудования для своих сотрудников, а также любых иных закупок и может осуществлять свою хозяйственную деятельность пусть и в интересах государства, но от своего имени, в рамках действующих гражданско-правовых норм.

Тем не менее, учитывая нечеткость формулировок Федерального закона N 94-ФЗ, представляется необходимым для некоммерческих организаций во избежание возможных злоупотреблений в толкованиях норм права, которые могли бы привести к нежелательным для таких организаций последствиям, разработать на основе Федерального закона N 94-ФЗ собственные правила расходования денежных средств, а также необходимые регламенты для проведения конкурсных или иных процедур и утвердить их коллегиальным высшим органом управления некоммерческой организации. Это поможет избежать неблагоприятных последствий в случае аудиторских проверок.



21 февраля 2009
00:00
Поделиться