Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Чăваш Республикин Экономика аталанăвĕн тата пурлăх хутшăнăвĕсeн министерстви

15:46 Нормы закона – к действию

26 января в Республиканском бизнес-инкубаторе состоялось совещание по теме «О новом Федеральном Законе, регулирующем торговую деятельность в Российской Федерации».

Основным докладчиком по определенной теме выступил заместитель министра  экономического развития и торговли Чувашской Республики Быченков А.А. Он отметил, что любая сфера деятельности должна регулироваться нормативными правовыми актами, чтобы определить правила игры для всех его участников. Поэтому новый Закон закономерен. Принятие закона инициировали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В последние годы и Минэкономразвития Чувашии неоднократно в адрес федеральных органов направлялись предложения о необходимости совершенствования законодательной базы, регулирующей сферу потребительского рынка. Предложения были направлены на решение таких проблем, как: отсутствие разграничений между уровнями власти предметов ведения в сфере торговли, их ответственности за развитие сферы потребительского рынка, несовершенство статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка. Эти проблемы не позволяли проводить в полной мере мониторинг и анализ развития сферы торговли и услуг и правильно спрогнозировать его развитие.

Действующее законодательство в сфере внутренней торговли не позволяло обеспечить качество и безопасность товаров и услуг, создать единое информационное пространство для потребительского рынка, сформировать реестр объектов сферы услуг,  инвестиций в данную сферу и т.д. Например: помещения оптовых и мелкооптовых организаций зачастую не соответствуют требованиям санитарных правил по наличию вентиляционных систем, отделке, нарушаются правила хранения. Но проверить такие объекты даже в рамках действующего законодательства сложно, так как контрольные и надзорные органы не всегда владеют информацией об их местонахождении.

Конечно, от данного закона ожидалось большего, в частности, хотелось увидеть в нем положения, определяющие требования к технологическим процессам на объектах торговли, к их планировке, размещению, обеспечивающих безопасность и качество как товаров, так и покупателей. А также определить какие-либо требования к квалификации специалистов сферы торговли, что должно было бы повысить уровень культуры обслуживания. Принятый закон по-прежнему не позволяет решать проблемы, связанные с нарушением покоя жильцов домов, в которых расположены объекты торговли. Не прописаны контрольные функции органов местного самоуправления, хотя и наделены ими.

Торговые сети на сегодняшний день обладают способностью обеспечить большие объемы продаж и узнаваемость практически любому бренду. Однако установление ими вступительных взносов, отсрочки платежей, «рекламные» поборы автоматически включают многих товаропроизводителей в список аутсайдеров. Теперь в соответствии с новым Законом  принятии решения о заключении договоров поставки будет играть не вышеуказанные факторы, а конкурентоспособность продукции, что влечет за собой усиление работы товаропроизводителей над качеством производимой ими продукции.

В сфере торговли Закон главным образом регулирует отношения крупных поставщиков продовольствия и крупных торговых сетей, которые «делают погоду» на продовольственном рынке. Ряд положений Закона (ст. 9) явно направлены на поддержание производителей продовольственных товаров.

1. Вознаграждение за приобретение определённого количества продовольственных товаров теперь ограничено десятью процентами от их цены, а по отдельным социально значимым видам таких товаров (перечень утверждается Правительством РФ) его выплата запрещена. Установлен также запрет на иные виды вознаграждения.

2. Запрещено навязывать контрагенту условия договоров поставки продовольственных товаров. В частности, не допускается устанавливать запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также требовать предоставления хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

3. Поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети (2 и более объектов), обязаны обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

4. Ключевыми пунктами документа стали и ограничение сроков возврата денег за поставленный товар. Максимальные сроки оплаты поставленных в торговые организации (индивидуальным предпринимателям) продовольственных товаров поставлены в зависимость от сроков годности товара (от 10 до 45 дней).

5. Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться торгующей организацией только на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении торговой организацией или ИП в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с вышеуказанными требованиями Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления его в силу, т.е. до 31 июля 2010 года.

Выступающий отметил, что Закон предполагает добросовестность его исполнителей – хозяйствующих субъектов в сфере оптовой и розничной торговли. Контроль за исполнением будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством – в рамках Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, с 1 февраля 2010 года предусмотрен запрет торговой сети на приобретение дополнительных площадей торговых объектов в границах субъекта Российской Федерации, если в этих границах доля объема реализованных торговой сетью в розницу продовольственных товаров за предыдущий год превышает двадцать пять процентов. С 1 июля 2010 года указанный запрет применяется также в границах муниципальных районов и городских округов.

На данном этапе развития сферы розничной торговли данное ограничение скорее коснется федеральных торговых сетей (ритейлеров), которые интенсивно развиваются и могут сдерживать развитие региональных сетей.

В семинаре приняли участие более 40 человек – представители администраций муниципальных районных, городских округов и активно участвовали в обсуждении отдельных положений нового Закона.

Подобные совещания планируется провести в феврале этого года в каждом муниципальном образовании Чувашской Республики.



27 января 2010
00:00
Поделиться